Как правильно оформить работу по совместительству?

У каждого гражданина есть возможность организовать свободное время на свое усмотрение: заниматься хобби или найти возможность дополнительного дохода. Один из вариантов, способный принести дополнительный заработок – работа по совместительству.

Что такое работа по совместительству

Работа по совместительству

Работа по совместительству представляет собой осуществление оплачиваемой профессиональной деятельности в свободные от постоянной занятости временные интервалы.

Чем регламентируется

Право на работу с совмещением закреплено в главе 44 Трудового кодекса Российской Федерации «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству». Сотрудник, у которого есть возможность развивать навыки в профессии, имеет возможность трудоустроиться на другой работе, но не в ущерб основной занятости. Совмещение должно быть оформлено составлением организационно-распорядительных документов о найме совместителя. По согласию сторон заключается трудовое соглашение, где будет отражен график работы.

СОВЕТ! Документальное внесение факта о второй занятости зависит от намерения гражданина. Руководитель должен знать, что работник трудоустроен у него по совмещению. Число рабочих мест с дополнительной занятостью не ограничено законодательством, хотя есть определенные ограничения: государственные служащие могут трудиться в сторонних организациях не больше, чем четыре часа в сутки.

Деятельность по соглашению о совмещении должна соответствовать следующим требованиям:

  • обязанности и права сотрудника отражаются в трудовом договоре;
  • деятельность с дополнительной занятостью происходит в свободное от выполнения обязанностей на главном месте трудоустройства время: в конце смены, по выходным, в период отпуска;
  • оплачивается работодателем исходя из количества отработанных часов в день.

Вам может быть интересно: Работа в выходные и праздничные дни по Трудовому Кодексу

Виды совместительства

Выделяются такие варианты совместительства:

  1. Работа по внутреннему совместительству по постоянной занятости. В этой ситуации, кроме контракта на основную должность, подписывается договор о работе на этом же предприятии. Такое сотрудничество выгодно и работодателю, и работающему. Работодатель доверяет осуществление трудовых обязанностей сотруднику с самой высокой квалификацией, а у сотрудника появляется возможность увеличения доходов и реализации своих профессиональных способностей.
  2. Работа по внешнему совместительству подразумевает осуществление деятельности в сторонних фирмах. Внешний совместитель — это лицо, работающее на другом предприятии по дополнительному соглашению в свободные от постоянного трудоустройства периоды времени. Это никак не запрещено на законодательном уровне.

Условия работы по совместительству

В большинстве случаев для осуществления дополнительной деятельности не нужно получать специальное согласие от работодателя по первому месту трудоустройства. Сотрудник может полностью реализовать свое намерение трудиться в нескольких местах в комфортном для себя режиме, если он имеет определенную квалификацию.

Но необходимо помнить, что в трудовом законодательстве Российской Федерации существуют ограничения, которые касаются такого типа трудоустройства. На основании статей 282 и 329 ТК РФ запрещена деятельность по совместительству на этом же или стороннем предприятии для таких категорий граждан:

  • лиц, не достигших возраста 18 лет;
  • чей труд связан с вредными или опасными условиями труда;
  • лицам, чья деятельность связана с управлением транспортом;
  • в некоторых иных случаях, отраженных в законодательстве.

Совмещение также не допускается для граждан, занимающих такие должности:

  • судьи;
  • работники органов правопорядка;
  • члены правительства;
  • адвокаты;
  • служащие Центрального банка России;
  • работники внешней разведки;
  • служащие муниципальных органов власти;
  • военнослужащие;
  • сотрудники и руководители подразделений охраны;
  • сотрудники прокуратуры;
  • государственные служащие всех уровней.

В большинстве случаев гражданин не обязан уведомлять работодателя по основному месту занятости о том, что он намерен трудиться по внешнему совмещению. Исключением из этого правила являются:

  • руководители организаций;
  • спортсмены и тренеры.

ВНИМАНИЕ! Руководителям можно осуществлять деятельность на нескольких предприятиях только с официального разрешения уполномоченного органа либо владельца имущества основного предприятия, на основании части 1 статьи 276 Трудового кодекса РФ. Спортсменам и тренерам необходимо получить разрешение с постоянного места в том случае, если они устраиваются в другое место также по профессии спортсмена или тренера.

Работать главным бухгалтером можно у нескольких работодателей, никаких ограничений по этому поводу в законодательстве не предусмотрено. Но данный вид совместительства предполагает, что сотрудник будет затрачивать на выполнение трудовых обязанностей не более 4 часов в сутки или работать только в свободное время. За календарный месяц общая длительность отработанного времени не может превышать половины установленной нормы.

Порядок оформления приема на работу

При устройстве в компанию по совмещению применяются все те же правила оформления трудового договора, которые нужны для зачисления человека на основную занятость. Также должны быть соблюдены все гарантии, прописаны обязанности и права.

Прием на работу по совместительству состоит из нескольких этапов:

  1. Вновь поступающий составляет заявление, предоставляет все требуемые документы: паспорт, ИНН, диплом (аттестат, сертификат и т.д.), СНИЛС.
  2. Руководство выдает для ознакомления потенциальному подчиненному нормативные акты, действующие на предприятии.
  3. Подписание трудового договора с обозначением ожидаемого объема времени для работы в сутки.
  4. Один зарегистрированный экземпляр договора возвращается заявителю.
  5. Создается приказ о приеме на работу совместителя, где четко проставляется дата начала выполнения обязанностей.
  6. Внесение записи в трудовую книжку (только в том случае, если это нужно работнику).

Только по завершении перечисленных шагов кадровая служба заводит личное дело и оформляет карточку сотрудника.

Образец заявления о совместительстве

Не существует единого унифицированного бланка заявления на прием на работу по совместительству, и человек может написать его в свободной форме или же по образцу, принятому в данной фирме. Соискателю могут предложить заранее подготовленный печатный бланк.

Заявление на прием на работу по совместительству представляет собой обращение человека к работодателю, т.е. там должна быть изложена суть обращения, проставлена личная подпись заявителя, дата составления; вписаны данные руководителя организации или кадровой службы, т.е. кому адресовано заявление о приеме на работу.

Образец заполненного документа можно скачать здесь.

Образец приказа

По закрепленному законодательством требованию в приказ о приеме на работу по совместительству непременно должны быть включены следующие пункты:

  • название организации (если нужно – и структурного подразделения), куда трудоустраивается работник;
  • код предприятия;
  • код организационно-распорядительного документа о найме;
  • личные данные соискателя;
  • должность согласно штатному расписанию;
  • табельный номер;
  • срок, на который оформили договор;
  • перечисление условий работы по совместительству;
  • отметка об испытательном сроке или стажировке;

По положениям статьи 68 ТК РФ работника знакомят приказом о найме в течение трёх рабочих дней после подписания договора и начала работы. Он фиксирует факт ознакомления своей подписью и собственноручно проставленной датой. Когда составляется бессрочный договор или срок его окончания неизвестен, эту графу в приказе можно не заполнять.

Образец приказа доступен для скачивания здесь.

Запись в трудовой книжке

В трудовой книжке содержится вся история профессиональной деятельности человека. Все сведения вносит служба кадрового учета первого места занятости.

Статья 66 Трудового кодекса РФ гласит, что внесение в ТК записей о приеме по совместительству – не обязательный этап установления рабочих отношений в этом случае. Тем не менее факт совмещения можно зафиксировать по настоянию работника. Запись сведений делается только на основном рабочем месте на основании документа, подтверждающего существование дополнительной занятости.

Вам может быть интересно: Правила внесения исправлений в трудовую книжку

В законодательстве не отражено, как лучше выражать намерение работника: письменно или достаточно заявления в устной форме. С юридической точки зрения лучше составить письменное заявление, где будет отражена эта просьба.

запись в трудовой по совместительству

На главном месте занятости сведения о совместительстве фиксируются в следующем порядке:

  1. в первом столбце раздела “Сведения о работе” пишется порядковый номер записи;
  2. во второй графе записывается дата поступления на работу;
  3. в следующей – информация о трудоустройстве (наименование подразделения, должность, специальность, профессия с указанием квалификации согласно утвержденному штатному расписанию);
  4. в четвертой графе будет номер приказа, на основании которого работник принят. В такой же последовательности записываются данные о факте увольнения.

Отражение факта найма на условиях совмещения необходимо для того, чтобы доказать опыт в данной профессии, а также для корректного расчета стажа. Но бывают случаи, когда эта информация в трудовой книжке будет нежелательной: бывает, что руководство не одобряет рвения работников вести какую-либо дополнительную деятельность.

ВНИМАНИЕ! Отказ от записей о совместительстве в трудовой книжке не нарушает ни одного закона или нормы. Рабочие отношения между человеком и фирмой вступают в силу только по факту заключения и подписания договора. Только он, а не трудовая книжка, является основным фактором возникновения трудовых взаимоотношений.

Особенности работы по совместительству

Согласно актуальным нормам законодательства, время дополнительной занятости не должно превышать четырех часов за один трудовой день, на основании статьи 284 ТК РФ. Для совместителя это 5 рабочих дней в неделю, общее время – не более 20 часов. Данное правило актуально даже в том случае, когда он совмещает деятельность на двух (или больше) предприятиях. Для корректного начисления зарплаты и оплаты работы по совместительству каждый работодатель ведет свой учет рабочего времени.

Отличается некоторыми особенностями и оформление больничного листа при устройстве по совместительству. Когда речь идет о внутреннем совместительстве, бюллетень оформляется в единичном экземпляре, так как работодатель один.

ВАЖНО! При внешнем совместительстве для оформления больничного у работника должно быть 2 договора: по одному на постоянном месте занятости и на дополнительном. Компания обязана перечислять взносы в ФСС для того, чтобы сотрудники могли получать положенные выплаты на случай болезни. Совместителями юридически не являются сотрудники, работающие по гражданско-правовому договору.

Если в отдельные дни по первому месту работы человек свободен от трудовых обязательств, он имеет право занять второй работой целый день или смену. В частности, это возможно и при:

  • задержке или временной остановке производственного процесса на основном месте работы вследствие невыплаты заработной платы сроком более 15 дней;
  • отстранении от выполнения должностных функций на срок, который установило медицинское заключение.

В любой ситуации время, проведенное на дополнительной работе, не может превышать 1/2 месячной нормы рабочего времени исходя из категории, к которой относится сотрудник.

Вам может быть интересно: Какие документы необходимы для приема на работу?

Нюансы деятельности с совмещением для представителей некоторых категорий определены Постановлением Минтруда Российской Федерации N 41. В нем определяется объем рабочего времени, который не может превышать установленную месячную норму, рассчитанную исходя из утвержденной продолжительности рабочей недели для следующих категорий работников:

  • медицинского и фармацевтического персонала младшего и среднего звена;
  • врачей городских, районных и других муниципальных образований, где зафиксирован дефицит медицинского персонала;
  • работников культуры, которых привлекают к преподавательской деятельности в сфере дополнительного образования: концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, руководителей художественных и творческих коллективов.

Работодатель обязан вести точный учет времени работы в табеле или ином документе с аналогичными функциями. При внутреннем совмещении итоги по отработанному времени по всем трудовым договорам считаются отдельно: в табеле рабочего времени будут присутствовать 2 строки с фамилией одного и того же сотрудника.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: