Порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров

Определение коллективного трудового спора содержится в Трудовом кодексе (статья 398). На практике принято понимать, что это конфликт между работодателем и сотрудником, несколькими служащими или профсоюзом. Есть два обязательных признака рассматриваемой ситуации. Первый – разногласия возникают внутри рабочего коллектива. Второй – спор связан с урегулированием рабочих правоотношений. В зависимости от предмета коллективного трудового спора устанавливается порядок решения конфликтных ситуаций.

Понятие коллективных трудовых споров

коллективные трудовые споры

Как показывает практика, на предприятиях возникают конфликтные ситуации, связанные с исполнением участниками условий трудового соглашения. Если уладить ситуацию мирно не удается, то в действие вступают методы правового регулирования споров внутри рабочего коллектива.

Виды

Классификация конфликтных ситуаций внутри трудового коллектива:

КритерийРазновидности
По группе причин

  • в сфере применения текущих норм законодательства;

  • конфликты в области реализации условий трудового соглашения;

  • требование изменений условий труда.

По иерархии организаций

  • внутри одной компании;

  • между различными отраслями;

  • между разными фирмами;

  • конфликты внутри субъектов РФ;

  • общефедеральные коллективные разногласия.

В зависимости от процедуры разрешения

  • мирное с привлечением посредников;

  • специализированной комиссией;

  • в суде.

ВНИМАНИЕ! Независимо от причин и оснований возникновения коллективных споров (по инициативе работодателя, по желанию работника, по жалобе профсоюза) алгоритм решения конфликта будет одинаков в каждом конкретном случае.

Основные причины возникновения

Под причинами конфликтов принято понимать негативные факторы в трудовой дисциплине, вызывающие негодование коллектива или администрации предприятия. В правовой теории принято различать несколько категорий таких условий:

  • социальные (связаны с правоотношениями внутри коллектива);
  • юридические (нарушение условий труда, несоответствие договора текущим правилам законодательства);
  • финансовые (несоразмерная оплата по загруженности работы, возникновение экономических проблем на производстве).

Как показывает практика, между сторонами спора чаще всего конфликты возникают по следующим причинам:

  • отказ вносить правки в действующий трудовой договор;
  • требование повышения заработной платы;
  • жалоба на нарушение норм действующего законодательства;
  • причинение материального и иного ущерба участникам.

ВНИМАНИЕ! У участников есть 30 суток для подготовки жалобы и инициирования рассмотрения коллективного спора.

Органы по рассмотрению и урегулированию коллективных трудовых споров

В зависимости от заявленных требований, рассмотрение споров может сопровождаться привлечением различных участников и специализированных организаций.

Кто может принимать участие в коллективных разногласиях:

ПосредникиОсобенности участия
Мирная стадия (только жалобщик и ответчик)Устного разговора недостаточно, попытки участников должны подтверждаться письменно. Пострадавшая сторона готовит письменную жалобу на имя ответчика, где излагает суть коллективного спора. У ответчика есть три дня для подготовки ответа. Ожидание может сопровождаться проведением забастовок. При отсутствии реакции на жалобу пострадавшая сторона может переходить к следующему этапу разрешения коллективных спорных ситуаций.
Привлечение посредникаСуть ситуации заключается в привлечении к процедуре независимого участника, который готовит предложение к сторонам спора. Предложение готовится в письменном виде и содержит советы и рекомендации по частичному или полному принятию условий жалобщика.
Комиссия по трудовым спорамНа базе каждого предприятия с целью примирения конфликтующих участников формируются временные или постоянные комиссии по разрешению спорных ситуаций. В состав КТС входит по десять участников с каждой стороны. Представители выбираются непосредственно конфликтующими участниками из числа служащих или из состава профсоюза. Решение примирительной комиссии оформляется протоколом разногласий.
СудДополнительно допускается рассмотрение споров с участием посредника в суде. Судья принимает решение в отношении незаконного увольнения, а также в сфере существенного нарушения/ограничения прав или интересов трудящихся. Еще одна категория оснований для передачи дела на судебное рассмотрение – причинение материального вреда противоправными действиями.

Порядок разрешения коллективных споров

Есть несколько этапов урегулирования споров в правоотношениях работников. В частности, сторонам предстоит пройти следующие стадии:

  1. Возникновение оснований для подготовки жалобы. В зависимости от того, кто выступает инициатором разбирательства, различают разные сроки подачи обращения. У работника есть 30 суток для направления официальной жалобы. Администрация предприятия имеет четыре месяца, что связано со сложностями выявления нарушений работника.
  2. Направление бумаги с изложением сути нарушения. Письмо регистрируется в журнале входящей корреспонденции, что подтверждает дату оформления обращения.
  3. При отсутствии ответа на протяжении трех суток потерпевшая сторона может инициировать формирование КТС. С этой целью готовится официальное уведомление второй стороне коллективного спора, где обозначается необходимость создания комиссии.
  4. Формирование КТС и выбор участников. Для решения отводится до семи суток, после чего пострадавший может обращаться с письменным ходатайством в суд.

ВНИМАНИЕ! Допускается передача иска сразу в суд, без привлечения специализированной комиссии.

Если спор выходит за рамки дисциплинарного урегулирования, дополнительно к нарушителям могут применяться нормы административной ответственности, что подразумевает штрафные санкции по отношению к самой организации и должностному лицу, допустившему нарушение. Может иметь место и гражданская ответственность, что обязывает к компенсации причиненного вреда.

Владимир Сысоев/ автор статьи

Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: