Определение коллективного трудового спора содержится в Трудовом кодексе (статья 398). На практике принято понимать, что это конфликт между работодателем и сотрудником, несколькими служащими или профсоюзом. Есть два обязательных признака рассматриваемой ситуации. Первый – разногласия возникают внутри рабочего коллектива. Второй – спор связан с урегулированием рабочих правоотношений. В зависимости от предмета коллективного трудового спора устанавливается порядок решения конфликтных ситуаций.
Понятие коллективных трудовых споров
Как показывает практика, на предприятиях возникают конфликтные ситуации, связанные с исполнением участниками условий трудового соглашения. Если уладить ситуацию мирно не удается, то в действие вступают методы правового регулирования споров внутри рабочего коллектива.
Виды
Классификация конфликтных ситуаций внутри трудового коллектива:
Критерий | Разновидности |
---|---|
По группе причин |
|
По иерархии организаций |
|
В зависимости от процедуры разрешения |
|
ВНИМАНИЕ! Независимо от причин и оснований возникновения коллективных споров (по инициативе работодателя, по желанию работника, по жалобе профсоюза) алгоритм решения конфликта будет одинаков в каждом конкретном случае.
Основные причины возникновения
Под причинами конфликтов принято понимать негативные факторы в трудовой дисциплине, вызывающие негодование коллектива или администрации предприятия. В правовой теории принято различать несколько категорий таких условий:
- социальные (связаны с правоотношениями внутри коллектива);
- юридические (нарушение условий труда, несоответствие договора текущим правилам законодательства);
- финансовые (несоразмерная оплата по загруженности работы, возникновение экономических проблем на производстве).
Как показывает практика, между сторонами спора чаще всего конфликты возникают по следующим причинам:
- отказ вносить правки в действующий трудовой договор;
- требование повышения заработной платы;
- жалоба на нарушение норм действующего законодательства;
- причинение материального и иного ущерба участникам.
ВНИМАНИЕ! У участников есть 30 суток для подготовки жалобы и инициирования рассмотрения коллективного спора.
Органы по рассмотрению и урегулированию коллективных трудовых споров
В зависимости от заявленных требований, рассмотрение споров может сопровождаться привлечением различных участников и специализированных организаций.
Кто может принимать участие в коллективных разногласиях:
Посредники | Особенности участия |
---|---|
Мирная стадия (только жалобщик и ответчик) | Устного разговора недостаточно, попытки участников должны подтверждаться письменно. Пострадавшая сторона готовит письменную жалобу на имя ответчика, где излагает суть коллективного спора. У ответчика есть три дня для подготовки ответа. Ожидание может сопровождаться проведением забастовок. При отсутствии реакции на жалобу пострадавшая сторона может переходить к следующему этапу разрешения коллективных спорных ситуаций. |
Привлечение посредника | Суть ситуации заключается в привлечении к процедуре независимого участника, который готовит предложение к сторонам спора. Предложение готовится в письменном виде и содержит советы и рекомендации по частичному или полному принятию условий жалобщика. |
Комиссия по трудовым спорам | На базе каждого предприятия с целью примирения конфликтующих участников формируются временные или постоянные комиссии по разрешению спорных ситуаций. В состав КТС входит по десять участников с каждой стороны. Представители выбираются непосредственно конфликтующими участниками из числа служащих или из состава профсоюза. Решение примирительной комиссии оформляется протоколом разногласий. |
Суд | Дополнительно допускается рассмотрение споров с участием посредника в суде. Судья принимает решение в отношении незаконного увольнения, а также в сфере существенного нарушения/ограничения прав или интересов трудящихся. Еще одна категория оснований для передачи дела на судебное рассмотрение – причинение материального вреда противоправными действиями. |
Порядок разрешения коллективных споров
Есть несколько этапов урегулирования споров в правоотношениях работников. В частности, сторонам предстоит пройти следующие стадии:
- Возникновение оснований для подготовки жалобы. В зависимости от того, кто выступает инициатором разбирательства, различают разные сроки подачи обращения. У работника есть 30 суток для направления официальной жалобы. Администрация предприятия имеет четыре месяца, что связано со сложностями выявления нарушений работника.
- Направление бумаги с изложением сути нарушения. Письмо регистрируется в журнале входящей корреспонденции, что подтверждает дату оформления обращения.
- При отсутствии ответа на протяжении трех суток потерпевшая сторона может инициировать формирование КТС. С этой целью готовится официальное уведомление второй стороне коллективного спора, где обозначается необходимость создания комиссии.
- Формирование КТС и выбор участников. Для решения отводится до семи суток, после чего пострадавший может обращаться с письменным ходатайством в суд.
ВНИМАНИЕ! Допускается передача иска сразу в суд, без привлечения специализированной комиссии.
Если спор выходит за рамки дисциплинарного урегулирования, дополнительно к нарушителям могут применяться нормы административной ответственности, что подразумевает штрафные санкции по отношению к самой организации и должностному лицу, допустившему нарушение. Может иметь место и гражданская ответственность, что обязывает к компенсации причиненного вреда.