Согласно Трудовому кодексу, главный бухгалтер в любой организации становится материально ответственным лицом. Уровень ответственности определяется условиями трудового договора.
Виды материальной ответственности главного бухгалтера организации
Выделяют две разновидности ответственности сотрудников:
- на общих основаниях;
- полная.
Большинство работников на предприятии отвечают за сохранность имущества согласно должностной инструкции. Если наносится ущерб, с нарушителя взыскивается компенсация по первому варианту — в размере средней заработной платы, даже если размер причиненного вреда больше.
При полной ответственности работник возмещает нанимателю реальные (прямые, действительные) потери полностью. Это условие изначально отражается в трудовом договоре, но включить в него такой пункт можно только в отношении некоторых категорий сотрудников. В их числе и должность главного бухгалтера.
Действительный ущерб наступает при следующих обстоятельствах:
- недостача финансов или имущественных ценностей;
- затраты на восстановление испорченного имущества;
- порча оборудования, материалов;
- расходы от простоев или прогулов;
- штрафы.
ВАЖНО! Упущенная выгода не относится к ущербу. К примеру, если работодатель теряет прибыль из-за незаключенного во вине главного бухгалтера договора, возместить убытки за счет виновника невозможно.
Ответственность (как общая, так и полная) возникает после установления вины специальной комиссией. Предварительно у работника запрашивается объяснительная.
Обязанности главного бухгалтера
В стандартную должностную инструкцию главного бухгалтера входят:
- Организация и ведение учетного процесса. Цель – обеспечивать контролирующие органы достоверной информацией о финансово-хозяйственной деятельности и имущественном статусе предприятия.
- Формирование учетной политики в соответствии с актуальными требованиями в сфере налогообложения и бухгалтерской деятельности. При этом учитывают специфику деятельности предприятия, его структуру, масштаб, отрасль. Правильно сформированная учетная политика – ресурс для планирования, контроля, анализа финансового состояния компании и результатов деятельности.
- Разработка и утверждение рабочих планов счетов для ведения бухгалтерского учета, форм первичной учетной документации и внутренней бухгалтерской отчетности, проведение инвентаризаций, контроль правильность оформления документов, соблюдение требований к обработке учетной информации и ее конфиденциальности.
- Формирование информационной базы, соответствующей правилам безопасности и требованиям законов.
- Ведение учетных регистров.
- Отражение расходных операций, движения активов, доходов и расходов, финансовых обязательств.
- Контроль правильность ведения первичной документации.
- Формирование сведений о финансовом состоянии компании с целью реализации управленческих решений.
- Контроль уплаты налогов, сборов, взносов в бюджет.
- Контроль правильности расчета заработной платы сотрудникам, ревизия документов в подразделениях предприятия.
- Анализ финансовой деятельности и разработка налоговой политики компании, мер по улучшению финансового состояния организации, предотвращению потерь и непроизводственных затрат.
- Соблюдение финансовой и кассовой дисциплины, контроль списания недостач, задолженности и других финансовых потерь.
- Участие в обосновании недостач, неправомерного расходования финансовых ресурсов и ценностей, контроль передачи материалов в следственные и судебные инстанции.
- Составление отчетов о выполнении бюджета, смет, контроль правильности подготовки бухгалтерской, налоговой, статистической информации и ее представление в надзорные органы.
- Обеспечение сохранности бухгалтерской документации и передача ее в архив.
- Информационная и методическая помощь руководителям подразделений и остальным сотрудникам организации по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, контроля и анализа финансовой деятельности.
- Руководство сотрудниками, контроль своевременного повышения квалификации.
Главный бухгалтер отвечает за легитимность и оптимальность финансового учета и налоговую ответственность. Правильное решение главного бухгалтера помогает избежать проблемных ситуаций, связанных с выполнением требований государственных контролирующих органов.
Основания для наступления материальной ответственности
Главный бухгалтер выступает полностью материально ответственным лицом только при наличии такого пункта в трудовом договоре. Если такое условие не отражено, то компенсация ущерба возмещается в сумме среднего заработка за один месяц.
ВНИМАНИЕ! Отдельный договор о полной материальной ответственности с главным бухгалтером не заключается.
Условия привлечения сотрудника к ответу:
- причинение ущерба работодателю, если полная ответственность определена трудовым договором;
- если после передачи ценностей выявлена недостача;
- вред организации причинен умышленно;
- ущерб нанесен в состоянии алкогольного опьянения;
- финансовый ущерб наступил вследствие преступления, подтверждённого в судебном порядке;
- административное правонарушение;
- разглашение конфиденциальной информации компании.
Полная материальная ответственность главного бухгалтера возникает в ситуациях, описанных ТК РФ, а также в других случаях, отраженных в контракте.
Правила оформления договора о материальной ответственности с главным бухгалтером
Главбух – руководитель высшего звена, но его трудоустройство и увольнение определяются Трудовым Кодексом, а должностные функции — контрактом и должностной инструкцией. Полная матответственность применяется на основании статьи 243 ТК РФ на общих основаниях, как и ко всем остальным сотрудникам.
Заключение договора или дополнение подобным пунктом трудового контракта работника, чья должность не входит в перечень должностей с полной ответственностью, считается нарушением и основанием для отмены взыскания ущерба с работника. Допускается заключение дополнительного соглашения о частичной матответственности.
Образец договора о материальной ответственности бухгалтера можно скачать здесь.
Приказ о материальной ответственности
Законодательно утвержденного образца приказа о назначении материально ответственных лиц не предусмотрено, при составлении можно руководствоваться общепринятой системой делопроизводства. Документ составляют на фирменном бланке, утвержденном для организационно-распорядительных документов компании.
Приказ содержит:
- название организации;
- название документа (приказ);
- дату и место (город) издания;
- заголовок (о назначении материально ответственных лиц);
- преамбулу, в которой описана цель и основание назначения.
В содержании указывают Ф. И. О. и должность работника, которого назначили материально ответственным. Если речь идет о группе лиц, то оформляется список. Далее перечисляется имущество, за которое назначается возмещение, указывается Ф. И. О. и должность сотрудника, который будет контролировать исполнение приказа.
В нижней части руководитель ставит подпись с расшифровкой. Сотрудники, в отношении которых издан приказ, должны ознакомиться с ним под подпись.