Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

Законодательством предусмотрен упрощенный механизм улаживания споров внутри компании – досудебное решение конфликта. Если принятые меры не принесли желаемого результата, то остается только подавать иск в суд.

Что такое индивидуальный трудовой спор

индивидуальные трудовые споры

Понятие индивидуальных трудовых споров зафиксировано в статьях Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, в этом контексте предстоит воспринимать все конфликтные ситуации, которые сложились между работником и работодателем и которые не были урегулированы мирным путем. К обязательным признакам такого спора относятся:

  1. С одной стороны конфликта находится работодатель в лице директора предприятия. А со второй может быть действующий сотрудник фирмы, уволенный работник или кандидат, претендующий на замещение вакантной должности.
  2. Недоразумение возникло из-за нежелания участников соблюдать требования законодательства, условия трудового контракта или положения локальных распорядительных документов. Зачастую претензии предъявляют сами работники, но инициатором спора может стать и руководитель производства.
  3. Конфликт считается перешедшим в разряд ИТС после обращения в комиссию или в суд пострадавшей стороны.

Кроме того, в процессе рассмотрения возникшей ситуации может быть принято заключение о внесении изменений в действующий трудовой договор, но только в сфере расширения прав работников.

Какими бывают индивидуальные трудовые споры

Вопросы решения конфликтных ситуаций регулируются Трудовым кодексом, Конституцией РФ и другими правовыми нормами (например, Гражданским кодексом, если речь идет о вопросах материальной ответственности должностных лиц).

Различают несколько видов споров, от которых зависит дальнейший порядок и особенности улаживания возникшей проблемы. В зависимости от путей рассмотрения различают следующие категории:

  1. Неисковые. Это категория конфликтных ситуаций, которые могут быть улажены в упрощенном порядке путем создания на базе предприятия комиссии по трудовым спорам. Как правило, это касается попыток участников внести корректировки в действующий трудовой договор, чтобы привести его в соответствие с нормами закона.
  2. Исковые. Группа споров, влекущих подачу в суд искового заявления. Основанием для обращения в инстанцию является рассмотрение жалобы с уже уволенными работниками или несостоявшимися кандидатами. Судебные органы уполномочены выносить предписание о возмещении вреда, нанесенного противоправными действиями администрации предприятия.

В зависимости от субъекта, которым подготовлена жалоба, различают:

  1. Индивидуальная жалоба. Если конфликт образовался только между работодателем и одним служащим, то такая проблема признается персональной, а потому последствия ее рассмотрения будут распространяться только на одного гражданина.
  2. Коллективный спор. Когда неудовлетворенность действиями администрации компании исходит сразу от нескольких трудящихся лиц, то речь идет о массовом неудовольствии, которое одинаково решается и в суде, и вне его.

При решении конфликта с одним гражданином принятое решение может стать основанием для пересмотра контрактов других работников (если в договоре выявлено несоответствие законным требованиям), но переподписание соглашения будет происходить только на основании обоюдного согласия сторон правоотношений.

Органы по рассмотрению трудовых споров

Полный перечень способов решения индивидуальных споров предусмотрен ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации. Есть ряд ситуаций, решение которых осуществляется локальными комиссиями, но есть и случаи, когда не обойтись без решения суда.

В соответствии с требованиями ст. 384 рассмотрение жалоб от работников, направленных в КТС, происходит с учетом следующих требований:

  1. Для создания комиссии по трудовым спорам требуется соответствующее волеизъявление пострадавшей стороны. Работник готовит письменное заявление на формирование локального органа улаживания конфликтных ситуаций, а директор издает соответствующий приказ.
  2. Формирование состава комиссии происходит путем направления представителей от каждой конфликтной стороны. Сделать это нужно на протяжении максимум 10 суток с момента получения письменного предложения о создании КТС.
  3. Сама комиссия путем голосования избирает председателя, затем все решения принимаются также путем голосования.
  4. Все заключения КТС являются обязательными к исполнению сторонами спора. Если участник уклоняется от исполнения своих обязательств, вверенных членами комиссии, то пострадавшей стороне придется обращаться в суд за защитой личных прав.
  5. Действует КТС с обязательным ведением отчетных документов, а также оформлением печати, скрепляющей все официальные бумаги.

ВНИМАНИЕ! Допускается формирование на предприятии постоянной комиссии, которая собирается только при необходимости, ее состав повторно избирать не нужно.

Компетенция судебных органов в этой сфере будет гораздо шире. Так, начальник фирмы может обратиться с исковым заявлением, решив, что вынесенный вердикт не соответствует нормам справедливости или статьям законов.

Пострадавший служащий должен инициировать участие суда при следующих обстоятельствах:

  • представители КТС не приняли решение в установленный срок, чем нарушили процедуру рассмотрения конфликта;
  • желание обжаловать вердикт комиссии по спору;
  • рассмотрение иска о восстановлении сотрудника после незаконного прекращения контракта в одностороннем порядке;
  • установление законности отказа в приеме на работу соискателя;
  • если индивидуальная жалоба касается денежных вопросов и возмещения материального вреда.

Право инициировать привлечение суда может прокурор, который во время очередной проверки выявил незаконность вынесенного КТС вердикта по индивидуальной жалобе.

Вам может быть интересно: Порядок возмещения работником материального ущерба

Общий порядок рассмотрения трудовых споров

При нарушении прав трудящихся индивидуальный спор предстоит попытаться решить мирно. Это позволит сэкономить время и личные денежные сбережения. Чтобы воспользоваться правом досудебного улаживания спорной ситуации, нужен следующий алгоритм действий:

  1. Получение ходатайства от пострадавшей стороны, в которой подробно расписана суть претензий и законные требования по их устранению.
  2. Регистрация обращения в отчетных документах КТС. Обязательно отобразить дату получения письменных претензий, поскольку срок решения индивидуальных споров невелик.
  3. Назначение очередной даты сбора КТС и уведомление заинтересованных участников о необходимости присутствия на заседании.
  4. Принятие окончательного решения и его скрепление печатью.
  5. Ознакомление сторон с вердиктом.

Кроме ознакомления с претензиями участников, приглашаются свидетели и собираются материальные доказательства допущенных нарушений. Только после всестороннего изучения конфликта выносится официальный вердикт.

Срок рассмотрения

Через месяц после подачи жалобы заинтересованное лицо может ознакомиться с полученным заключением КТС по индивидуальному спору. Так, различают следующие категории споров:

  • 1 месяц – граничный срок, на протяжении которого может быть инициировано рассмотрение спора по нарушениям;
  • 10 суток – время, отведенное для направления своих представителей в состав локальной комиссии (считается со дня получения заявления или приказа на формирование КТС);
  • 10 дней – рассмотрение конфликта и принятие окончательного решения (дата получения жалобы не учитывается);
  • 10 суток – срок обжалования принятого решения;
  • 3 дня – граничное время исполнения участниками принятого решения.

Если добровольно конфликтующие стороны не исполнили предписание КТС, то заинтересованный гражданин (член коллектива или представитель директора) может обратиться в службу судебных приставов для принудительного исполнения принятых мер. Сделать это можно на протяжении 90 суток с момента завершения заседания по спору.

Вам может быть интересно: Порядок расчета и оплаты вынужденного прогула

Допускается решение конфликта сразу в суде без формирования КТС. Но судья обязательно спросит, почему не было попыток уладить индивидуальный спор самостоятельно. На окончательном вердикте это не скажется, но у работника будет больше шансов на удовлетворение иска, если ранее в удовлетворении заявленных требований ему было отказано.

Владимир Сысоев/ автор статьи

Действующий юрист по Трудовому праву, руководитель отдела кадров. Стаж работы более 10 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: