Государственная экспертиза условий труда

Деятельность предприятий регулярно подвергается проверкам. При выявлении нарушений должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, а сама организация – приостановить или даже прекратить деятельность. В их число входит государственная экспертиза условий труда.

Цели проведения государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда
Процедура проводится с целью надзора за деятельностью организаций и осуществляется учреждениями исполнительной власти федерального значения, обладающими требуемыми полномочиями. Алгоритм и правила проведения государственной экспертизы труда регламентируются положениями приказа Минтруда, изданного в августе 2014 года под номером 549н.

Задачи специальной оценки условий труда заключается в контроле:

  • квалификации сотрудников в вопросе условий трудовой деятельности после переаттестации на рабочих местах;
  • соблюдения руководителем правил выплат и начисления денежных гарантий и компенсаций за занятость с вредными и/или опасными факторами, оказывающими непосредственное влияние на здоровье человека или же несущими возможную угрозу для него;
  • соответствия построенных объектов, внедренных технологий, модернизации имеющегося оборудования, производства и т.д. нормам охраны трудовой деятельности;
  • условий трудовой деятельности (включая периоды до возникновения чрезвычайного происшествия или несчастного случая) и т.д.

Это основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда, однако перечень может изменяться и дополняться.

Выполнение государственной экспертизы может проводиться как по заявлению работодателя или сотрудников, так и по собственной инициативе контрольно-надзорных учреждений.

В каких случаях требуется государственная экспертиза

Причин, вследствие которых может проводиться государственная оценка условий труда на предприятии, много. Основные из них заключаются в проверке:

  • качества контроля влияния вредных и опасных факторов на условия труда и осуществления мероприятий для снижения рисков персонала;
  • соблюдения прав и гарантий сотрудников организации;
  • качества оборудования, его целостности и т.д.

Конкретные ситуации, требующие обязательного проведения описываемого исследования, зависят от вида деятельности организации, ее статуса, лица-инициатора и т.д.

Кто уполномочен производить экспертизу

Услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда могут проводиться различными учреждениями. Необходимыми полномочиями обладают:

  • трудовая инспекция;
  • промышленный надзор – в сфере предприятий, работающих с химической или металлургической продукцией;
  • Энергонадзор – при проверке компаний, занимающихся добычей энергетических ресурсов;
  • Атомнадзор – актуален для предприятий, деятельность которых напрямую связана с атомной энергетикой и ядерными материалами;
  • Санэпиднадзор;
  • учреждения регионального уровня, обладающие полномочиями в вопросе подобных проверок (полные наименования отличаются в субъектах страны).

Срок проведения экспертизы ограничен. Период проведения составляет 30 календарных суток с момента утверждения запроса. При необходимости временной отрезок может быть продлен максимум на 60 дней.

Законодательство РФ выделяет основные обязанности контрольно-надзорных учреждений. В их число включается:

  • составление отчетного документа о результатах проверки;
  • обеспечение объективности и обоснованности итоговых результатов;
  • обеспечение целостности документации, принятой на исследование от предприятия;
  • обеспечение конфиденциальности информации, полученной при проведении проверки.

Уполномоченные на выполнение аудита ответственные лица обладают правом требования нужной для осуществления процедуры документации на безвозмездной основе. Помимо этого, им предоставлена возможность проведения различных наблюдений, измерений, расчетов и т.д., необходимых для выполнения поставленных задач. Руководитель проверяемой организации не вправе отказать им в этом.

Основания для проведения государственной экспертизы

Основания проведение процедуры зависит от лица, инициировавшего процесс. Организация-работодатель может подать заявку на ее проведение по таким причинам:

  1. Необходимость уменьшения трат денежных средств, направленных на начисление персоналу положенных компенсаций и гарантий. Инициация проверки по данной причине возможна в том случае, если руководитель предприятия считает, что имеющиеся льготы на предприятии не соответствуют нормам, предусмотренным трудовым законодательством.
  2. Несогласие с результатами исследования качества труда и квалификации какого-либо должностного лица в компании.

Персонал или профсоюз работников в большинстве случаев является инициатором проведения государственной проверки по следующим основаниям:

  • несоответствие существующих условий труда нормам, предусмотренным Трудовым кодексом и другими законодательными актами;
  • несоблюдение социальных и рабочих гарантий или их непредоставление.

Сами органы исполнительной власти могут начать проверку по следующим причинам:

  • при обнаружении факта несоблюдения организацией норм условий деятельности в процессе взаимодействия с другими государственными учреждениями;
  • при обнаружении факта невыплаты или же неверного начисления страховых взносов работодателем за своих сотрудников в Пенсионный фонд и ФСС.

Если инициатором проведения экспертизы не является сама организация или ее сотрудники, уполномоченный на выполнение исследования орган не обязан предварительно уведомлять руководство компании о предстоящей проверке.

Порядок проведения

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда обязывает руководителя компании предоставить надзорному органу основную документацию о предприятии и его персонале. В перечень бумаг, подлежащих проверке, входят:

  • инструкции должностных обязанностей;
  • список должностей в организации, обязанности которых напрямую связаны с опасными или вредными условиями работы;
  • отчетность о прохождении персоналом медосмотров;
  • отчетность, подтверждающая наличие средств защиты и их упоминания в личных делах персонала;
  • журналы проведения инструктажа;
  • план-схема расположения сотрудников во время производства;
  • копии документов о повышении квалификации работников и их допуске к выполнению своих обязанностей;
  • различные приказы и другие локальные нормативные акты о назначении работников ответственными за проведение инструктажей.

Вся документация должна быть на предприятии в наличии и предоставляться контрольно-надзорным органам по требованию.

Вам может быть интересно: Классификация условий труда по факторам производственной среды

Основные правила, по которым чаще всего проводятся исследования, обязывают компании самостоятельно оплачивать расходы на осуществление аудита. Однако существуют некоторые исключения. В частности, компания освобождается от оплаты работы экспертов, когда инициатором исследования является само контрольно-надзорное учреждение.

Заключение экспертизы

Результат государственной экспертизы – это заключение о соответствии или несоответствии текущей ситуации на предприятии регламентированным законодательством нормам труда. Документ составляется сотрудником контрольно-надзорного учреждения, ответственным за осуществление исследования. В документе указываются следующие сведения:

  • полное наименование учреждения, проводившего проверку;
  • данные регистрации организации-заявителя;
  • подробные данные о лице или предприятии, являющемся инициатором проведения аудита;
  • временные рамки проведения исследования;
  • объекты, подвергшиеся проверке;
  • перечень документации, предоставленной предприятием;
  • заключение о результатах экспертизы.

При выявлении нарушений в итоговый отчет также вносится подробное пояснение о найденных несоответствиях с указанием пунктов и статей нарушаемых законодательных актов.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: